В любой компании может сложиться не очень приятная моральная атмосфера: какой-то всплеск сплетен, интриг, наговоров. Это мешает нормально работать. Чем может бытьспровоцировано подобное поведение сотрудников и как с этим бороться. Ну не увольнять же в самом деле большую половину работников…
Что в этом плохого Во-первых, напряженная работа языком отвлекает от непосредственных обязанностей. А некоторые впечатлительные натуры еще долго переваривают услышанное. В ущерб работе, естественно. Склоки и интриги сразу отражаются на результатах труда.
Во-вторых, в результате интриг начальник может стать заложником необъективной информации и принимать неправильные кадровые решения. В-третьих, если шеф начнет заниматься межличностными разборками, то это будет отвлекать его от более серьезных занятий. Когда они возникают Слухи — это обычно обрывки информации делового характера, циркулирующей между людьми.
Сплетни же обычно касаются личной информации — когда обсуждаются второй брак Марьи Петровны или симпатичная блондинка, с которой шеф сегодня пил кофе. Ничего страшного в этом нет, если только подобные разговоры не занимают все служебное время персонала. Обычно такие ситуации возникают, когда люди нацелены на выяснение отношений внутри фирмы. Это значит, что руководством другие цели четко не сформулированы или люди недогружены. Иногда возмутителем спокойствия может являться трудоголик, который хочет что-то изменить. Человека, работающего больше всех, часто начинают «съедать», чтобы не выделялся. Возникает конфликтная ситуация. Интрига же — это уже многоходовая комбинация, которую обычно венчаеn вполне меркантильная цель: либо кого-то подставить, либо самому занять «теплое» место. Иногда вместо «или» можно поставить предлог «и». Тогда в ход идут уже спланированные сплетни. Человек хочет проявить себя, любимого, за счет других. Тогда однозначно — этого сотрудника нужно «вычислять» и убирать. Иногда руководитель специально запускает нужные слухи, чтобы подготовить общественное мнение к каким-то изменениям. Например, по слухам, грядет сокращение персонала наполовину. Все живо обсуждают новость, негодуют, подыскивают запасные аэродромы. Через некоторое время начальство действительно объявляет о сокращении… но четверти персонала. Это воспринимается уже как радостная новость. Расцвет интриг и сплетен может быть спровоцирован и личным кризисом лидера. Если тот даст почувствовать коллективу свою слабинку. Что-то вроде: «Акелла промахнулся!» Как с этим бороться Способ первый. Организационная машина предназначена, чтобы нести «золотые яйца». Каждый человек должен четко знать свои цели. По показателям деятельности оценивается каждый, и возникает внутрифирменное напряжение — конкуренция. Тогда у людей просто нет возможности заниматься другими делами. Способ второй. При приеме на работу потенциальных сплетников и склочников можно выявлять. Например, позвонить предыдущему начальнику и поинтересоваться причиной ухода сотрудника, узнать особенности его характера. Способ третий. Руководитель может контролировать возникновение интриг и наказывать участников. Способ четвертый. Можно письменно обязать сотрудников не разглашать некоторые сведения. Например, о своей заработной плате. Однако тут существует два «но». Во-первых, велика вероятность, что рано или поздно кто-то из сотрудников не выдержит и проговорится. Во-вторых, нужно очень четко объяснить работнику, какая именно информация секретна.